Воспитательные технологии на занятиях по физической культуре в дошкольном учебном учреждении.

22.05.2020

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 г. Ивделя

         

Воспитательные технологии на занятиях по физической культуре в дошкольном учебном учреждении.


       Выполнила: инструктор по физической культуре МКДОУ №45 Энграф Маргарита Сергеевна

           2020 г

Оглавление

1. Введение.       3 стр.

2. Цели и задачи.      4 стр.

3. Основная часть.

     3.1. Обзор современных материалов по теме проекта.    5 стр.

     3.2. Анализ собственной деятельности.         6 стр.

4. Выводы.    11 стр.

5. Список литературы   12 стр.

                           

Введение

В стратегии развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года воспитание определено как – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Процесс воспитания рассматривается как совокупность действий различных социальных институций по формированию и развитию личности, в котором образовательные организации призваны помогать семье воспитывать ребенка.

Ситуация, сложившаяся в России в девяностые годы прошлого века, характеризуется сложными изменениями во всех сферах жизни, что серьезно отразилось на семье, как одном из главных социальных институтов в сфере воспитания: неустойчивость семейных взаимоотношений, рост разводов, нестабильность детско-родительских отношений, снижение роли ряда основополагающих функций семьи (репродуктивной, социализирующей, духовного общения, адаптации ребенка в социокультурном пространстве). Изменение ориентиров индивидуальной жизнедеятельности в условиях становления рыночных отношений в нашей стране актуализировали проблему формирования у подрастающего поколения культуры сотрудничества, заботы о людях, основанной на знаниях и навыках, обеспечивающих согласование общественных и личных интересов в трудовой, семейно-бытовой, досуговой, общественной деятельности индивидов и социальных групп.  Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования. Все это ставит перед государством сложную задачу по воспитанию подрастающего поколения, доказывает актуальность поиска и освоения современных эффективных технологий в воспитательном процессе. А так как все основополагающие стереотипы поведения взрослого человека закладываются в раннем детстве, то роль семьи и детского сада  будет трудно переоценить.

 

Цель работы: проанализировать свою профессиональную деятельность как практический опыт применения современных воспитательных технологий

Задачи:

1. Обзор современных материалов по теме проекта.

2. Анализ собственной деятельности.

3. Выводы, обоснования результатов.

     

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Технологичный подход к воспитанию характеризуется следующими критериями (признаками или особенностями): конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, пооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания.      Другими словами технология требует, чтобы воспитательные действия были четко направлены на достижение целей воспитания. Воспитательные действия должны быть описаны однозначно и в определенной последовательности. Действия и операции должны быть точно выполнены, что гарантирует воспроизводимость данной технологии воспитательной работы любым квалифицированным специалистом.

В  технологическом подходе выделяются:

- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата);

- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

К числу современных воспитательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ»;

- технологии предметно – развивающей среды.

В своей работе инструктором ФК использую  следующие воспитательные технологии:

Здоровьесберегающие  технологии

Это основа, фундамент моей работы. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Конечно, на занятиях по физкультуре невозможно охватить весь спектр здоровьесберегающих технологий, так как занятия ограничено временными рамками, а соблюдение режима дня, режима питания, гигиены и закаливания, и других аспектов здоровьесбережения никак не укладываются в формат занятия. Поэтому моя работа включает в себя работу с родителями, с семьями, с воспитателями и другими специалистами ДОУ.

Классификация здоровьесберегающих технологий (применительно к ДОУ) :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.); подвижные и спортивные игры;  контрастная дорожка, тренажеры;  стретчинг;  ритмопластика;  релаксация.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика; физкультурные занятия; бассейн; точечный массаж (самомассаж); спортивные развлечения, праздники; День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра); Игротренинги и игротерапия; занятия из серии «Здоровье».

3. Коррекционные технологии: технология коррекции поведения; арттерапия; технологии музыкального воздействия; сказкотерапия; технология воздействия цветом; психогимнастика; фонетическая ритмика.

На своих занятиях применяю:

-   Подвижные и спортивные игры.  Как часть физкультурного занятия;

- Релаксацию.  Для всех возрастных групп,  можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы; 
          -  Гимнастика пальчиковая Проводится с младшего возраста в качестве малоподвижной игры в конце занятия;

- Гимнастика дыхательнаяВо время занятий и во время утренних зарядок. 

- Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы в целях профилактики простудных заболеваний.

- Технология воздействия через сказки. Провожу тематические занятия и зарядки.

- Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.Хочу такой сайт

В работе с родителями использую:

- личные консультации и беседы с родителями по разным темам (профилактика болезней, соблюдение личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях);

-    выступления на родительских собраниях;

-  рекомендации на сайте детского сада, оформление стенда и папки-передвижки в детском саду памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;

-  личный пример педагога, обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы);

- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья, дни открытых дверей;

- выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей использую нестандартное оборудование, сделанное своими руками: массажные коврики для ходьбы, раздаточные мешочки с различными наполнителями, картонные обручи, султанчики, флажки, косички, платочки и др.

Консультирую воспитателей по вопросам организации оздоровительных режимов каждой группы, куда должны быть вплетены спектры медико- восстановительных методик, приемов, способов:

- мимические разминки

- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)

- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)

- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)

- точечный массаж

-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

- динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.

Взаимодействую с другими специалистами ДОУ: медиком, психологом, логопедом, музыкальным руководителем.

Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Реализую личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию через индивидуальные занятия с ослабленными и отстающими в развитии детьми, через партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Такой подход к обучению и воспитанию позволяет достичь максимально положительных результатов работы, позволяет полнее раскрыть потенциал каждого ребенка, а сам ребенок при этом получает намного больше удовольствия от занятий (более подготовленный выполняет более сложные и интересные для него элементы, слабый – те элементы, которые ему на данном этапе возможны).

Игровая технология

Игре, как основному виду деятельности дошкольников, уделяю особое внимание. Многие упражнения и задания на своих занятиях стараюсь как-то «обыграть», тем самым вовлекаю детей в образовательную деятельность незаметно для них самих. Дети учатся играя, а в результат – занятия по физкультуре самые любимые. На своих занятиях применяю:

-  группы игр и упражнений, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (разложить шарики по цветам или по размерам, разложить предметы по формам, и др.);

      -   группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

      -   группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

 Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

   В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Технология интегрированного обучения

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Использую в своей работе для  решения задач развития.

Технологии создания развивающей предметно пространственной  среды

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности.

Поэтому стараюсь моделировать пространственно-предметную среду, которая бы позволила ребенку проявить и развивать свои способности. Для этого оборудуем спортивный зал, пополняем спортивный инвентарь, изготавливаю наглядные пособия и инвентарь своими руками.      

Заключение: Технологический подход гарантируют достижение поставленных целей в воспитании дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Использование воспитательных технологий в работе с дошкольниками не цель, а эффективное средство воспитания и развития способностей ребенка, формирования его личности, сохранения и укрепления его здоровья.

В конце хочется подвести итог:  для успешной работы по обучению и воспитанию детей необходимы ряд условий: это и комфортные соответствующие всем нормам условия, необходимый инвентарь, это и современные воспитательные технологии, это и высококвалифицированный специалист. И все-таки без душевного, человеческого участия, без любви к своему делу, к своим воспитанникам, без душевного контакта с ними любые самые хорошие начинания к успеху не приведут. Поэтому хочется пожелать всем нам, педагогам, неутолимого интереса и большой любви к своему делу, и больших творческих профессиональных успехов и достижений. 

 

Список литературы

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- С.47.

3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособ. для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

4. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования//Дошкольное воспитание, 1991, №4.- 12-23 с.

5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

6. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.- С.269.

7.  Бальцевич В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников //Сов. педагогика. 1993 .-№8, 18-21 с.

8. Барабаш В.Г. Педагогический мониторинг физической готовности детей к обучению в школе// Материалы региональной научно-практич. конференции. Шадринск: 2001.- 32-45 с.

9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2000.-288 с.

10. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст] / Т. Бабаева // Дошк. воспитание. - 2006. - № 6. - С. 13-19

11. Стратегии развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года, Екатеринбург2017 // Постановление Правительства Свердловской области № 900-ПП;

12. Шаронова С. А. Метод игровой ситуации : Учебно-методическое пособие. – М. : Изд-во РУДН, 2001. – 87 с.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.08.2022

Дата обновления: 12.08.2022

Дата публикации: 22.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.