Формирование у младших подростков мотивации к здоровому образу жизни в общеобразовательной организации

23.11.2018

Формирование у младших подростков мотивации к

здоровому образу жизни в общеобразовательной организации

 

Энграф Маргарита Сергеевна, Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Ивдель

 

Аннотация: В работе представлен опыт воспитательной работы в общеобразовательной организации по формированию у младших подростков мотивации к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация

 

В современном мире только ленивый не говорит о необходимости вести здоровый образ жизни. Тема не нова, но актуальна и этому есть множество причин:  тенденция к ухудшению здоровья всех групп населения; необходимость быть здоровым для успешного карьерного роста, для создания крепкой и здоровой семьи и, наконец, для того, чтобы жить полноценной жизнью.

В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные оправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5,54].

Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека, Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то «состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет» [1, c.41]. Это значит, что наше здоровье — наполовину в наших руках, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем.

Чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы и укрепить его необходимо вести здоровый образ жизни, а для этого не достаточно одного понимания важности такого выбора, так как выбор в пользу здорового образа жизни требует немалых волевых усилий, нужна мотивация.

Под здоровым образом жизни следует понимать формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий, несущих угрозу жизни и здоровью (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; полноценный и  своевременный отдых; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.

Мотива́ция— побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Содержательную сторону теории мотивации составляют потребности (по А. Маслоу, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен), которые становятся основным мотивом поведения и деятельности, они в структуре мотивации занимают главенствующую (доминирующую) смыслообразующую позицию [7].

Под мотивацией к здоровому образу жизни  следует понимать разумное слияние двух понятий: здоровый образ жизни и мотивация. Следовательно, сформулировать его можно так: мотивация к здоровому образу  жизни   это  осмысленная готовность личности к активной и устойчивой деятельности, осуществляемой  путем регулирования  поведения, определяемой направленностью  мышления, чувств и воли человека на достижение  им оптимального по продолжительности и качеству  уровня жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье, иными словами у него есть мотивы быть здоровым. Здесь ведущая роль отведена внутренней мотивации (я должен быть здоровым, чтобы иметь возможность получить хорошее образование, сделать хорошую карьеру, создать здоровую семью и родить здоровых детей).

Знать, что такое здоровый образ жизни  - это одно, а вести его - совсем другое. Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто кажутся не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинтересованность? В общем плане для установки на любую форму поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для установки на ЗОЖ:

·                     Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему.

·                     Желание быть хозяином своей жизни. Вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты.

·                     Положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться.

·                     Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь [8].    

Деятельность по формированию мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать в детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию, молодое поколение наиболее восприимчиво  к различным обучающим и формирующим воздействиям[4].   

 Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. 

Хочу поделиться опытом работы по формированию у младших подростков мотивации к здоровому образу жизни в МАОУ СОШ №2 г. Ивделя.  Образовательная организация находится в отдаленном от центра города поселке, где главным предприятием в 90-е годы был гидролизный завод по производству спирта, также к поселку примыкает исправительная колония, многие осужденные после освобождения остаются жить на территории микрорайона. Школа является единственным местом проведения организованного досуга для детей. Все эти «факторы риска» заставляют педагогический коллектив уделять особое внимание формированию у учащихся верных и полных представлений о ЗОЖ, мотивации к здоровому образу жизни. В 2006 году МАОУ СОШ №2  победила в конкурсе образовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы (программа по здоровому образу жизни) проводившимся Министерством образования и науки РФ  и получила Президентский гранд в размере одного миллиона рублей, на эти средства школа приобрела оборудование для тренажерного зала. В школе на высоком уровне ведется кружковая работа, досуговая деятельность, спортивная подготовка и профориентация учащихся. В штате есть педагог психолог, педагог-организатор по воспитательной работе, социальный педагог, медработник, ведут свои занятия педагоги дополнительного образования. В школе утверждена и работает программа профилактики зависимостей от ПАВ, физкультурно-оздоровительное направление деятельности школы осуществляется в ходе реализации программы «Здоровье». В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:  «Правильное питание»,  «Здоровое поколение – здоровье нации», «Твой выбор».

Как нами уже отмечалось ранее, содержательную сторону мотивации составляют потребности, которые обусловлены процессом воспитания в широком смысле, то есть приобщения ребенка к миру человеческой культуры. Поэтому воспитательной работе в школе уделяется большое внимание. Основной целью воспитательной работы является создание условий для становления устойчивой, физически и духовно здоровой, творческой личности со сформированными ключевыми компетентностями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе, ведущей здоровый образ жизни.

Приоритетные направления, через которые осуществляется воспитательная работа:

·        гражданско-патриотическое воспитание;

·        нравственно воспитание;

·        художественно-эстетическое воспитание;

·        физкультурно-оздоровительное воспитание;

·        пропаганда здорового образа жизни;

·        дополнительное образование;

·        профилактика детского травматизма;

·        профилактика экстремизма и терроризма;

·        профилактика правонарушений;

·        школьный совет старшеклассников;

·        работа с трудными детьми;

·        методическое объединение классных руководителей;

·        работа с родителями.

     По каждому направлению проводится планомерная работа. Физкультурно - оздоровительная работа в последние годы обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся и повышения их работоспособности путем психологического воздействия на их сознание знаниями о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности и реализуется через программу «Здоровье», целью которой является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. В соответствии с программой были определены основные направления работы:

-     профилактика и оздоровление - физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

-     образовательный процесс - использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

-     информационно-консультативная работа - беседы с фельдшером школы, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций. Охват спортивными секциями составил 50 %  обучающихся.

В течение учебного года обучающиеся школы принимают участие в соревнованиях школы и города:

 Школьные: «Президентские состязания», походы ко Дню туристов, первенство школы по мини-футболу, первенство школы по баскетболу, первенства школы по лыжным гонкам, первенства  школы по волейболу, конкурс «А ну-ка парни!», первенство школы по игре «Перестрелка».

 Городские: велогонка, «Кросс Наций», военно-спортивная игра «Северная застава», легкоатлетический кросс «Золотая осень», первенство города по стритболу,  первенство города по баскетболу, первенство города по баскетболу среди ДЮСШ, первенство города по мини-футболу,  первенства города по лыжным гонкам, новогодняя лыжная гонка, лыжная эстафета среди ДЮСШ, личное первенство по лыжным гонкам посвящённое Дню защитника Отечества, открытое первенство Ивдельского  городского округа по лыжным гонкам среди учащихся ОУ (закрытие лыжного сезона), первенство по волейболу; лёгкоатлетическая эстафета на приз газеты «Северная звезда», муниципальный тур олимпиады по физической культуре.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:  «Правильное питание», «Твой выбор», «Здоровое поколение – здоровье нации».

В работе по пропаганде ЗОЖ  каждым классным руководителем разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя: организацию и проведение каникулярного отдыха детей; инструктажи по правилам безопасности; мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения; встречи родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками; экскурсии и походы; участие коллектива класса в спортивных и внутришкольных мероприятиях. Здоровый образ жизни пропагандируется на классных часах и родительских собраниях, где ведется работа по предупреждению употребления наркотиков и ПАВ, профилактика курения и т.д. Важная роль в данной работе отводится работе социального педагога, который проводит индивидуальные консультации, анкетирование учащихся и разрабатывает рекомендации для учителей, учащихся и родителей.

В течение года  в школе проходила Всероссийская акция «За здоровье и безопасность наших детей», которая осуществлялась по утвержденному плану, проведены мероприятия: выпуск и распространение листовок, буклетов  о влиянии алкоголя, табакокурения, наркотиков на организм человека; классные часы и уроки ОБЖ на темы: «Курить или жить?», «Мой режим дня», «Веселые забавы с печальным финалом», «Азбука Здоровья», «Вредные привычки», «Скажи наркотикам «Нет», «Учись говорить «Нет», акции волонтерского отряда «Надежда».  Проведены мероприятия с педагогическими работниками: совещание с педагогами  «Пути совершенствования взаимодействия образовательной организации с родителями». Проведены тематические родительские собрания: «Наркомания – что это?»; беседы: «Юношеский возраст и его особенности. Возможные кризисы переходного возраста или как избавиться от вредных привычек», «Агрессия, ее причины и последствия», встреча родителей, учащихся и медицинского работника по проблеме «Здоровье сбережешь – от беды уйдешь». Организованы рейды в места отдыха подростков (с привлечением  участкового инспектора, родителей). В рамках всемирного дня  здоровья прошли следующие мероприятия: общешкольная утренняя зарядка, молодежная акция «Мат – не наш формат!», агитбригада «Основа процветания – здоровое питание!»; конкурс проектов «Нет болезням и тревогам – мы проложим к ЗОЖ дорогу!»; классный час: «Природу любим, охраняем, свое здоровье укрепляем!».

В школе осуществляют свою деятельность педагоги дополнительного образования. Дополнительное образование дает возможность детям развивать свои творческие способности, удовлетворяет разнообразные потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья ребенка. Дополнительное образование открывает путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и в выборе будущей профессии. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Направлено на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм занятости учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.

На базе школы работает 14 кружков и секций: кружок «Юные информатики»; Танцевальный коллектив «Звездочки»; Экологический кружок «Эдельвейс»; кружок прикладного искусства «Природа и творчество»;  кружок «Юный географ»; кружок «Химия вокруг нас»; кружок мягкой игрушки; «Шахматы»; кружок ЮИД (юные инспектора дороги) и ДЮП (дружина юных пожарных) «Добрая воля»; работают секции «Волейбола», «Баскетбола», «Легкая атлетика», «Лыжи».

В школе ведет свою работу ученический совет (школьное самоуправление) – это возможность ученикам определить свое место и реализовать свои возможности и способности. Смысл ученического самоуправления заключается в обучении детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Цель: создание оптимальных условий для развития личности. 

Методическое объединение классных руководителей решает задачи: формирование ключевых компетенций; формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся; формирование у учащихся устойчивых нравственных   идеалов через воспитание мотивации к здоровому образу жизни.

Жизнь всех классных коллективов, как показала практика, не оказалась оторванной от жизни школьного коллектива. Городские, школьные и внутриклассные  воспитательные мероприятия носят активную форму и обогащают досуг ребят, способствуя формированию лучших человеческих качеств. Через деятельность классных руководителей в основном проводится вся работа с родителями.Хочу такой сайт

Мы рассмотрели направления деятельности школы по формированию духовно  развитой и здоровой личности, мотивированной на ЗОЖ, подробно осветили пропаганду ЗОЖ и физкультурно – оздоровительную деятельность,  результаты которой являются одним из показателей работы по формированию у младших подростков мотивации к здоровому образу жизни. Анализ показал: на сегодняшний день школа лучшая в городе по спортивным результатам, а именно на протяжении 30 лет школа является победителем районной легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Северная звезда»; школе нет равных в лыжных соревнованиях и в баскетбольных первенствах и турнирах. Ученики школы активные участники любого спортивного и культурного городского мероприятия. Выпускников школы охотно берут в военные училища и ВУЗы, отмечая при этом хорошую подготовку ребят,  многие получают военную специальность и связывают свою жизнь со службой  в армии.   

Проанализировав проделанную работу МАОУ СОШ №2 г. Ивделя по формированию у младших подростков мотивации к здоровому образу жизни можно сделать следующие выводы: в школе ведется большая и плодотворная деятельность, в которую вовлечены все без исключения сотрудники, работа ведется не хаотично, а планомерно, целенаправленно и грамотно; в школе приняты и работают программы по формированию у обучающихся знаний, навыков и мотивации к здоровому образу жизни; привлечены сотрудники органов правопорядка и здравоохранения, работники культуры,  педагоги дополнительного образования. Подавляющее число обучающихся вовлечено,  регулярно и с интересом занимаются в различных кружках, секциях, объединениях, участвуют во всех мероприятиях, ведут активный здоровый образ жизни.

 

Список используемой литературы

 

1.              Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. М., 1998. с. 17

2.     Ахмерова Н.М., Бойкова А.В. Формирование «Я - концепции» личности школьника  (Статья). Материалы международной научно-практической конференции Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы "наша новая школа" 28-29 марта 2013. М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского. С. 124-126

3.     Ахмерова Н.М., Котова И.Н. Сущность педагогического взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях (Статья). Труды международной науч. – практ. конф.  «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества».  М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского. С. 58-61

4.         Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994. 272 с.

5.              Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. М.: Физкультура и спорт, 1990.  212 с.

6.              Лисицын Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицын.  М. Просвещение, 1984.  354 с.

7.              Макарова Л. П., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования // Молодой ученый.  2014.  №4.  С. 1021-1023.

8.              Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня.  2011. № 2.  С. 92- 94.

                                           

Сведения об участнике международной научной конференции

Ф.И.О. автора (полностью)

Энграф

Маргарита

Сергеевна

Название конференции

2 международная научно-практичекая

Название секции (научное направление)

Педагогические и психологические науки

Учебное заведение

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Уч. степень, уч. звание

Студентка заочного обучения

Место работы, должность

МКУ ДО Дом детского творчества, педагог дополнительного образования

E-mail

margaritkooo70@mail.ru

Название статьи

Формирование у младших подростков мотивации к

здоровому образу жизни в общеобразовательной организации

Количество страниц

8

Количество представленных статей

1

Необходимый формат сборника (бумажный/электронный)

электронный

Необходимое количество сборников (кроме авторского)

0

Диплом участника (бумажный/электронный)

Бумажный и электронный

Оттиск статьи (да/нет)

нет

Справка о приеме статьи (да/нет)

да

Адрес (с указанием индекса и ФИО получателя ПОЛНОСТЬЮ), на который необходимо выслать сборник статей.

624590 Свердловская область, г.Ивдель ул. Сенная д.5  Энграф Маргарита Сергеевна

Источник, из которого вы получили информацию о конференции (если информация взята из Интернета, просьба уточнить Интернет-ресурс)

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.08.2022

Дата обновления: 12.08.2022

Дата публикации: 23.11.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.