Валеологический проект «Познай себя»

12.08.2022

Валеологический проект «Познай себя»

(старший дошкольный возраст)

 

Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Девиз педагогической валеологии : «Здоровье через образование».

Актуальность проблемы.

Анализ мониторинга посещаемости детей за три года, выявил, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ). Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач не только отдельного образовательного учреждения, но и стратегическая задача развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и другие).

Основная цель работы по данному направлению – создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировании у них валеологической культуры.

Задачи:

- Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.

- Привитие ребенку правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него.

- Повышение эффективности работы по приобщению к ЗОЖ, профилактика и устранения вредных привычек.

- Целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении, в разных видах деятельности.

 

Валеология является интегрированной системой знаний, которые включены во все образовательные области: «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».

Миссия проекта.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания валеологической культуры, привычки к здоровому образу жизни.

Участники проекта :

педагоги, дошкольники, родители, инструктор по физкультуре.

Длительность проекта:

ноябрь-май.

 План реализации проекта:

I этап – начальный (констатирующий) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня валеологических знаний детей.

II этап – основной (формирующий) - заключается в решении задач за счет применения цикла занятий «Познай себя»

III этап – заключительный (контрольный) - проверка успешности выбранной технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных валеологических знаний детей).

Реализация проекта:

I этап. Выявление начальных валеологических знаний у детей:

- наблюдение в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания);

- беседы («Мое здоровье», «Мой огранизм»);

- игры валеологического характера «Полезное - вредное».

II этап. Реализация проекта включает в себя два блока.

1. «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК».

Цикл: «Познай себя».

Он включают в себя следующие разделы :

• «Я – человек»

• «Мое здоровье»

• «Мое дыхание»

• «Мои органы слуха»

• «Мои органы зрения»

• «Мой язык и зубки»Хочу такой сайт

• «Мои защитники»

• «Внутренние органы»

• «Правила для жизни»

А так же формы работы:

1. Непрерывная образовательная деятельность.

2. Совместная с детьми деятельность.

- Знай свое тело.

- Соблюдай правила гигиены.

- Скажи “НЕТ” вредным привычкам.

- Занимайся физкультурой.

- Наш день.

- Следи за настроения.

2. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ».

Дошкольное учреждение - важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Формы взаимодействия с родителями: индивидуальные; групповые; традиционные, нетрадиционные.

• ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в детском саду;

• обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);

• ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ;

• ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);

• информация на стендах, в папках-передвижках;

• консультации;

• анкетирование;

• выпуск валеологической газеты «Радуга».

III этап. Диагностика уровня валеологических знаний

Дидактические игры для проведения диагностики валеологических знаний детей:

• «Что такое хорошо и что такое плохо» (выявить умения детей отличать хорошее поведение от плохого);

• «Мое тело» (выявить знания детей о строении своего тела, его органах);

• «Что сначала - что потом» (выявить представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья);

• «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» (выявить представления о средствах и видах закаливания)

• «Как нужно ухаживать за собой?» (выполнение правил личной гигиены);

• «Полезное – вредное» (выявление знаний о полезной и вредной пище).

• «Где спрятались витамины?» (представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья);

• «Светофор здоровья» (представления о здоровом образе жизни);

• «В здоровом теле – здоровый дух!» (различать и называть виды спорта, значение спорта для жизни и здоровья).

• «Назови правильно» (выявление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.08.2022

Дата обновления: 16.08.2022

Дата публикации: 12.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».