Семинар-практикум «Логопедические игры и речь» для педагогов МКДОУ Д/С №45
04.12.2022
Семинар-практикум
«Логопедические игры и речь» для педагогов МКДОУ Д/С №45
Осознавая важность работы с детьми,
имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе
такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого
союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: Оказание
помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на
занятиях.
Задачи:
- Развивать
творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования
коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
- Создавать
благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать
фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
- Совершенствовать
педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития
дошкольников.
- Активизировать
обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и
педагогами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
- речевое
развитие
- познавательное
развитие
- физическое
развитие.
Структура проведения
семинара-практикума
1. Организационный момент
2. Речевые игры на развитие
зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления
- артикуляционная
гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
- игра
«Похожие слова»;
- игра
«Кошка» (обогащение словаря);
- «Скороговорки»
(развитие дыхания и голоса);
- Физкультурная
минутка «Определите место звука в слове»;
- «Коробка секретов» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
- игры-перевёртыши;
- игры на
развитие фонематического слуха;
- игры на
развитие фонематического восприятия.
3. Заключительная часть. Итог
Организационная часть
Логопед встречает
педагогов в зале.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна: Всем предлагаю активное участие принять! С коллегами опытом поделиться, В педагогической работе это пригодится!
Предлагаю разделиться на две команды: придумать название,
связанное с речью.
Основная часть
Задание № 1. Как называется
гимнастика для языка? (артикуляционная)
С помощью стихотворной сказки и
показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой. Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку. (открываем широко рот)
В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки), А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и
нижние зубы) Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком) С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении
за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем) Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой), На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем
заворачиваем за нижние зубы и покусываем) Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю
губу спереди назад). Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по
кругу). Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за
верхние, то за нижние зубы) Все дети на них покачаться успели. Дед пересел на коня, внуки тоже, Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем
рот). Мы их срезаем, в корзинку кладём, И на лошадке домой привезём!
Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней
губе; упражнение делаем с голосом) Вот и сказке нашей подошёл конец, Кто слушал «Молодец!»
Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры -
активизируем речь и мышление.
Речевые игры (для активизации речи и мышления).
Задание № 2. Игра
«Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета, Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по
ассоциации.
1 команда: Быстрые слова -
(ракета, самолет, тигр, орел)
2 команда: Сладкие слова -
(конфеты, торт, пирожное, сахар)
1 команда: Веселые слова - (праздник,
клоун, подарок, музыка)
2 команда: Горькие
слова – (горчица, таблетки, полынь, трава)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная, Сегодня я диваноспальная, Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: подберите как можно больше
глаголов к этому существительному.
1 команда: Что умеет делать кошка? (перечисление
по цепочке):
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять,
кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться,
умываться, кувыркаться.
2 команда: Кошка бывает какая?
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение
артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при
автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на
горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
- На реке
поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
- Вёз
корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
- Дядя
Коля дочке Поле подарил щеночка колли, Но щенок породы колли убежал от
Поли в поле. (беспокойно).
- Этой
щеткой чищу зубы, Этой щеткой башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три
щетки мне нужны. (обиженно).
Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Сидит Ваня
на диване, |
На реке
поймали рака, |
Вёз
корабль карамель, |
Дядя Коля
дочке Поле |
Говорил
попугай попугаю: |
Этой щеткой
чищу зубы, |
Задание № 5. Физкультурная минутка
- Определите
место звука в слове.
Логопед:
предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет
стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в
конце—на колени». (Лапа, кулак, пол, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел,
лопата, футбол).
Задание № 6. «Коробка секретов»
Педагоги достают из «Коробки секретов» предметы,
рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: прищепки, пуговицы, шнурки,
карандаши, погремушка, мячик, вата, ватная палочка.
Задание № 7. «Игры-перевёртыши»
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в
любом случае мы должны уметь их понимать.
Задание для педагогов - отгадать
по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
- Василий
Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет
профессию».
- Грустные взрослые - «Веселые ребята».
- Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
- Крик баранов - «Молчание ягнят».
- Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
- С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Холодные ноги - «Горячие головы».
- Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
- В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
- Ручной кактус - «Дикая орхидея».
- Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
- Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук
- Например, на звук [К]
- Куплю красивую кошечку.
- Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
- Например, на звук [П]
- Петя подарил Павлику пирамидку.
- Задание № 9. «Фонематический слух»
- Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
- Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
- Команда № 1: подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)
Команда № 2: найти ошибку в стихотворении и исправить её.
- -Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» (звери)
- -Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (маки)
- -Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными ушами. (усами)
- -Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
- -Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки. (венки)
Задание № 10. «Фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие - это
способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например:
«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный
звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить
один звук?
(рот, ром,
рог, ров, род, рок).
Задание №
11. Развитие мелкой
моторики.
Игра
«Гонки слонов».
Описание
игры: логопед предлагает участникам «превратить руки в слонов» (указательный и
безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги,
вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги»,
касаться земли хоботом нельзя).
Логопед
предлагает слонам погулять, но предупреждает участников, что они должны
замереть, услышав слово «стоп».
Логопед
произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп,
стул, стой, стоп.
3. Заключительная часть
Вот и закончилась игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
- Выразите одним словом свое мнение
или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания.
Спасибо за внимание, за активное
участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
Список литературы
1.
Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика
Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
2. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
3.
Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические
упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
4.
С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у
детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
5. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
6.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва
ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
7. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
8. В.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
9. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
10. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
11. М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
12. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
13. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2022
Дата обновления: 19.02.2024
Дата публикации: 04.12.2022