Виды гимнастик применяемых в ДОУ
06.02.2024
Виды
гимнастик применяемых в ДОУ
Одной из
главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает
в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических
качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и
родителей в разных видах деятельности.
В работе с
детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в
ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и
различные виды гимнастики.
Что же такое
гимнастика? Гимнастика – это метод физического развития, способствующий
укреплению детского организма.
1. Утренняя гимнастика.
Ежедневно с
детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 8 – 10
минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2
недель.
Основная цель
утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить
умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и
подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует
несколько форм проведения утренней гимнастики:
- традиционная
форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
–сюжетная
гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
– игровая
гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;
- ритмическая
гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
2. Артикуляционная
гимнастика.
Движения
необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов
артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки.
В детском саду
артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.
Выполнение артикуляционных
упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа
хорошей дикции.
При проведении
артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть
четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в
противном случае новый навык не закрепится.
Наиболее
подвижным речевым органом является язык. Поэтому в детском саду при проведении
артикуляционной гимнастики наряду с другими методиками используется методика
«Сказки весёлого Язычка».
3. Дыхательная гимнастика.
На
физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней
гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с
детьми с целью обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому,
профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, насыщения головного мозга
кислородом и улучшения работоспособности, восстановления дыхания после
физической нагрузки.
Дыхательная
гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий
особых затрат. Следует помнить лишь, что дыхательная гимнастика проводится
в хорошо проветренном помещении.
Дыхательные
упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным
сопровождением.
В домашних
условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и
использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля,
через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).
4. Пальчиковая гимнастика.
Развитию и
совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к
письму, повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид
гимнастики, проводимой в детском саду, - пальчиковая гимнастика.
Исследователями
разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была
выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Систематические
упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности
коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и
звукопроизношения.
Работу по
развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего
возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.
Виды
пальчиковых игр:
- народные
игры-потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик» для детей
раннего возраста;
- игры с речевым
сопровождением (стихами);
- игры с мелкими предметами
(перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на
шнурок, различные застежки, шнуровки и т.д.);
- пальчиковый театр.
Вначале дети
испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются
упражнения постепенно и вначале выполняются детьми пассивно, с помощью
взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в
пальчиковые игры.
5. Гимнастика для глаз.
Нагрузка на
глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый
телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою
жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время
сна.
Поэтому
гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики
нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз,
вы сможете снять зрительное утомление.
Методов
проведения зрительной гимнастики несколько. Дома можно выполнять с
ребенком такие несложные методы, как
- Словесные инструкции. Это
комплекс упражнений, основанный на несложных стишках, которые содержат
указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет
выполнять упражнения.
- Зрительный тренажер –
яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок
одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для
детей старшего возраста.
6. Психогимнастика.
Современный
мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее
время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и
эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще
наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность.
Здесь на помощь приходит психогимнастика.
Психогимнастика
представляет собой специальные занятия, направленные на снижение
эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.
Особенно
эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим
вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти
комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки
и профилактики.
Психогимнастика
прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и
на приобретение навыков в само расслаблении.
7.Бодрящая гимнастики
или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс
мероприятий, облегчающих переход детей от сна к
бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться,
улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
В комплекс
бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого
самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Проводится на
кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами).
Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.
В детском саду
бодрящая гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут. Воспитатель
начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере
пробуждения.
Работа над
охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных
здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и
родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2024
Дата обновления: 06.02.2024
Дата публикации: 06.02.2024