Консультация для воспитателей. Развиваем речь ребенка. С чего начать? Что сказать родителям?
23.10.2023
Развиваем речь ребенка. С чего начать? Что сказать
родителям?
Правильное
формирование речи - непременное условие нормального психического развития ребенка. Первое
осмысленное слово, произнесенное ребенком,
свидетельствует о качественном скачке в его развитии.
От речевого развития
зависят общее психологическое развитие ребенка,
формирование сферы межличностного
взаимодействия, а также развитие
познавательных процессов: памяти, мышления,
воображения, внимания.
Но речь — это не врожденное качество. Области
мозга, которые «отвечают» за речь, начинают активно работать лишь после
рождения, причем самая главная роль в их развитии принадлежит взрослому,
постоянно общающемуся с маленьким человеком.
Если речь малыша развивается своевременно и правильно, то к концу третьего года жизни он свободно разговаривает, правильно произносит все звуки, употребляет простые грамматические формы. Если речевое развитие ребенка соответствует возрасту: малыш более общителен, он сознательнее воспринимает окружающий его мир, быстрее понимает происходящие явления. Естественно, такому ребенку будет легче учиться в школе.
С чего же начать
развитие речи:
1.
Развитие
мелкой моторики. Очень полезны специальные пальчиковые краски, пластилин (под
присмотром взрослого),
игры с пуговицами: детям нравится перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки. Пальчиковые
игры-потешки.
2.
Развитие
артикуляционного аппарата ребенка. Это проводится в игровой форме, есть
специальные сказки и игры для язычка.
3.
Ребенок
должен слышать правильную связную речь, ведь ребенок, прежде чем
заговорить, учится понимать взрослых. Обязательно
необходимо озвучивать все свои и ребенка действия и заострять на этом внимание.
4.
Развитие
фонематического слуха. Надо приучать ребенка сосредотачиваться на разных
звуках, это можно делать везде, когда идем по улице, спрашивать, что он слышит,
или обратить внимание ребенка на какой – то конкретный звук, можно также играть
в звуковые игры.
5.
Важно
учить ребенка правильному речевому дыханию, чтобы он говорил слово, фразу на
выдохе, а не на вдохе.
Родителей может
беспокоить, что ребенку трудно даются длинные слова. Бывает по-разному. Чаще
всего дети выделяют тот
слог, который находится под ударением - они его обычно более отчетливо слышат и вместо «молоко» говорят, например, одни - «мо»,
другие - «ко», третьи – «моко». Важно знать, что все это у начинающих
говорить детей означают «молоко». Чтобы малыш поскорее
начал правильно говорить, никогда не надо с ним «сюсюкать». Если он
скажет, «мо», то следует ответить: «Сейчас будем пить молоко». А если
восхищаться его «детским» произношением и укорачивать слово так же, как
ребенок, это замедляет процесс формирования у ребенка правильного произношения.
И еще следует предупредить родителей: не надо много говорить с ребенком перед сном, когда он утомлен. Речевое общение - это большая
нагрузка для малыша.
Поэтому лучше всего
учить его говорить, вызывать ответные голосовые реакции, называть и показывать ему предметы
в утренние часы, после сна, когда малыш сыт, активен, в хорошем настроении.
На втором году жизни
внимание к развитию речи ребенка не должно ослабевать.
Ребенок понимает
обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения, замечает, когда взрослый
умышленно «коверкает» слова, подделываясь под речь ребенка. От 1 года 6 месяцев
до 2 лет проходит первый период вопросов: что это?
На третьем году
жизни отрабатывается правильное произношение речевых звуков, усваиваются первые грамматические
формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения. К концу третьего
года жизни употребляются соединительные союзы и местоимения. Основное
формирование речевой системы заканчивается. Речь продолжает совершенствоваться,
добавляются длинные фразы, монологи, условная форма придаточных предложений, вопросы
со словом «почему?» Речь становится привычным способом общения, развивается
словесное мышление. На этой основе возможно овладение чтением и письмом.
Задержка в речевом
развитии ребенка может возникнуть в первую очередь из-за неправильных
воспитательных воздействий взрослых в течение подготовительного периода (невнимание к слуховому
сосредоточению ребенка, интонационной выразительности
речи, недостаточное внимание к подражанию речевым звукам взрослого,
несвоевременная выработка смысловых связей между словом и предметом). На втором
году жизни развитие понимания речи может быть задержано из-за недостаточного
речевого общения с ребенком, а активная речь может задержаться в формировании,
если взрослый не вызывает ребенка на активный речевой контакт. Эти формы
задержки, связанные с так называемой педагогической запущенностью, могут быть
ликвидированы с помощью целенаправленных мероприятий, но надо получить
своевременную консультацию педагога или логопеда.
Практикум
для воспитателей.
Дыхательная
гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой.
Эту гимнастику широко используют как для оздоровления, так и в логопедии. Как метод лечения она позволяет избавляться не только от таких заболеваний, как астма, гипертония, ВСД, заикание, туберклез, пневмонии, заболевания щитовидной железы, простатит, ССС, поражение почек и печени, ЖКТ, нарушения опорно-двигательного аппарата и др., но и тренировать все наше тело, делая его более здоровым, более сильным и выносливым. Стрельниковская гимнастика " массирует" внутренние органы, - благодаря чему усиливается кровообращение, улучшается самочувствие и настроение, повышается жизненный тонус. Дыхательная гимнастика Стрельниковой основана на усилении обмена воздуха в альвеолах лёгких – за счет быстрых коротких вдохов воздуха через нос при пассивном выдохе. Кроме того, при выполнении этого комплекса дыхательных упражнений задействуются пресс, ноги и руки, голова, тазовая область и плечи. Выполняются упражнения по 32 раза, считаем вдохи. Так 3 круга. Детям можно по 8 – 16 с перерывом 3 - 5 секунд.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.02.2024
Дата обновления: 19.02.2024
Дата публикации: 23.10.2023