Мнемотехники

05.05.2025

Будущим школьникам, да и не только им, предстоит в жизни учить много стихов, запоминать разную информацию. Для этого придумали разные техники, чтобы облегчить такой труд. Стихи, например, можно нарисовать!

Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию. Они основаны на ассоциациях и используют визуальные и звуковые образы. 

Некоторые варианты мнемотехники для дошкольников:

  • Мнемоквадраты — схематичные изображения, в которых закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Например, «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной. 
  • Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. п.. 
  • Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках. 

Польза применения мнемотехники:

  1. помогает упростить процесс запоминания; 
  2. развивает ассоциативное мышление и воображение; 
  3. повышает внимательность ребёнка; 
  4. вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам; 
  5. способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника; 
  6. расширяет объём знаний об окружающем мире. 

Чтобы организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники, нужно:

  1. Подготовить текст и соответствующий ему материал: мнемоквадраты, мнемодорожку или мнемотаблицу.
  2. Прочитать ребёнку весь текст, выразительно и не спеша. 
  3. Прочитать текст повторно, вместе изучая изображения из дорожки или таблицы. 
  4. Рассмотреть рисунки, обсудить и уточнить их значение. Если у ребёнка возникают трудности с пониманием значения изображения — заменить его на более подходящее. 
  5. Прочитать текст ещё раз, разделив на отрывки по смыслу. 
  6. Предложить ребёнку пересказать текст, опираясь на подсказку — мнемодорожку или мнемотаблицу. Когда это необходимо — помогать ребёнку продолжать рассказ.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно.
    1. Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
    2. Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
    3. Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
    4. В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
    5. Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.

    Для детей в возрасте 3-5 лет создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.05.2025

Дата обновления: 05.05.2025

Дата публикации: 05.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».