Мнемотехники
05.05.2025
Будущим школьникам, да и не только им, предстоит в жизни учить много стихов, запоминать разную информацию. Для этого придумали разные техники, чтобы облегчить такой труд. Стихи, например, можно нарисовать!
Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию. Они основаны на ассоциациях и используют визуальные и звуковые образы.
Некоторые варианты мнемотехники для дошкольников:
- Мнемоквадраты — схематичные изображения, в которых закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Например, «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной.
- Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. п..
- Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.
Польза применения мнемотехники:
- помогает упростить процесс запоминания;
- развивает ассоциативное мышление и воображение;
- повышает внимательность ребёнка;
- вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам;
- способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника;
- расширяет объём знаний об окружающем мире.
Чтобы организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники, нужно:
- Подготовить текст и соответствующий ему материал: мнемоквадраты, мнемодорожку или мнемотаблицу.
- Прочитать ребёнку весь текст, выразительно и не спеша.
- Прочитать текст повторно, вместе изучая изображения из дорожки или таблицы.
- Рассмотреть рисунки, обсудить и уточнить их значение. Если у ребёнка возникают трудности с пониманием значения изображения — заменить его на более подходящее.
- Прочитать текст ещё раз, разделив на отрывки по смыслу.
- Предложить ребёнку пересказать текст, опираясь на подсказку — мнемодорожку или мнемотаблицу. Когда это необходимо — помогать ребёнку продолжать рассказ.
- Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
- Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
- Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
- В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
- Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.
Для детей в возрасте 3-5 лет создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.05.2025
Дата обновления: 05.05.2025
Дата публикации: 05.05.2025