УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
05.04.2022
О.С. Кисарева,
старший воспитатель
Муниципальное
казённое дошкольное
образовательное
учреждение
детский сад № 45
г. Ивделя
Аннотация: в статье раскрываются аспекты
педагогических и социальных проблем детей с ОВЗ, раскрывается роль комиссий ППК
в разработке адаптированных программ. Анализируются условия разработки адаптивным
программ для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ППК, адаптированные программы, инклюзивное
образование.
Среди множества социальных проблем,
стоящих в настоящее время перед страной, дети-инвалиды являются наиболее
уязвимой группой населения, и их реабилитация требует общественного внимания и
помощи. Социализация детей-инвалидов дошкольного возраста является одной из
актуальных проблем, решаемых современным образованием, психологией и
социологией в стране и за рубежом.
В связи с особым положением ребенка его реабилитация
является длительным и трудоемким процессом, требующим постоянных усилий со
стороны его семьи и близких, а также государственных и общественных организаций.
Инвалидность у детей означает значительные ограничения в жизни и ведет к социальной
дезадаптации, обусловленной ограниченными возможностями развития,
самообслуживания, трудностями в общении и обучении. Развитие социального опыта
детей с ОВЗ и их интеграция в существующую систему социальных отношений требует
от общества определенных дополнительных мер и средств. Однако формулировка этих
мероприятий должна основываться на понимании закономерностей, задач и характера
процесса социализации [2, 38].
Развитие современного дошкольного
образования требует от педагогов не только понимания особенностей детей
дошкольного возраста с ОВЗ, но и понимания методов их поддержки, умения
определять индивидуальные образовательные траектории с учетом состояния
здоровья, психофизиологии, личностных особенностей и способностей. Помощь детям
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья должна быть
направлена на повышение уровня их физического и психического развития и
социальной адаптации. Такая всесторонняя помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья может быть оказана только через специально
организованную систему индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Основной формой взаимодействия
специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого - педагогического
сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии, выступает
психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), деятельность которого
регламентируется нормативными документами федерального, регионального и дошкольного
уровня. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и
проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня
и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных)
возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий
коррекционного воздействия, адекватной развитию ребенка адаптированной
образовательной программы, разработке рекомендаций для педагогов и родителей с
целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Организация
инклюзивного образования строится на принципах.
Индивидуального
подхода, который предполагает выбор форм, методов и средств обучения и
воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из
детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на
диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку
индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход
предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет
самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Поддержки
самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого
принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности,
которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о
ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои
возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок
ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с
родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться
льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в
социальной жизни [4, 69].
Социального
взаимодействия. Реализация этого принципа решает задачу формирования
социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего
развития и социально значимой деятельности.
Междисциплинарного
подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного,
междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств
воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог,
психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе,
регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют
образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и
на группу в целом.
Вариативности
в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу
детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной
развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий,
средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и
воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и
средств работы, как по общей, так и специальной педагогики[2, 65].
Партнерского
взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они
поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача
специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или
близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на
их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о
совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Активного
включения в образовательный процесс всех его участников. Это предполагает
создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения
плодотворного взаимодействия на гуманистической основе [4, 69].
Динамического
развития образовательной модели.
Организация
четкой и слаженной работы специалистов учреждения помогает решать вопросы
психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития,
способствует обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания
детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических
особенностей.
План работы ПП консилиума в МКДОУ детский сад № 45:
Работа с детьми.
1. Проведение мониторингов с целью определения уровней речевого и
психического развития детей с использованием различных диагностических методик.
2. Определение характера и продолжительности оказания специализированной
коррекционной помощи детям с учетом возможностей, имеющихся в
образовательном учреждении.
3. Проверка готовности к школьному обучению (начало и конец года). Выявление
факторов риска в развитии детей, прогнозирование трудностей в школьном
обучении.
4. Составление подробного заключения о психо-речевом развитии ребенка.
5. Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и
родителей.
Работа с педагогами.
1. Составление рекомендаций педагогам по результатам диагностик для
дифференцированного подхода к детям.
Работа с родителями.
- Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего
воспитания и обучения.
- Диагностика развития детей (по запросу родителей).
При разработке
индивидуального плана привязка к материалу, который дошкольники должны усвоить
после поступления в школу, должна основываться на индивидуальных возможностях
ребенка. Организация сопровождения осуществляется с логопедом и психологом в
дошкольных, как правило, 3 дополнительных занятия по 30-35 минут в неделю.
Таким образом,
инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Аргументы против
инклюзивного образования в основном сводятся к тому, что дети с ограниченными
возможностями здоровья имеют более низкий уровень знаний, приобретаемых в этом
виде образования, либо что в их обучении возникают определенные социальные
трудности. Трудно найти какую-либо поддержку этим утверждениям.
Чем раньше
начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем
выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Список использованной литературы
1.
Ворошнина,
О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и
интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А.
Наумов, Т. Э. Токаева. – Пермь : Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет, 2015. – 204 с.
2.
Гончарова,
В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с
ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного
образования: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова.
– Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. – 248 с.
3.
Интегрированное
и инклюзивное обучение в образовательномучреждении. Инновационный опыт /
авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель,
2012. – 147 с.
4.
Семенова,
Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования:
учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. Саратов : Вузовское образование,
2019. – 84 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.04.2022
Дата обновления: 05.04.2022
Дата публикации: 05.04.2022