Как развивается ваш малыш: основные показатели развития двухлетнего ребенка.
10.10.2023
Как развивается ваш малыш: основные
показатели развития двухлетнего ребенка.
Педагог –психолог
МКДОУ д/с № 45: Проценко А.В.
Отличие предметов по
форме, величине, цвету:
·
Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным
изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или
формы в аналогичные отверстия на доске).
·
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную
матрешку и другие вкладыши после показа).
·
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных
величин (после показа).
·
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к
образцу.
·
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий,
мягкий, твердый, холодный, теплый).
·
В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и
длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия
(сюжетно-отобразительные):
·
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды
понравившуюся игрушку.
·
Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам
игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной
ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и
машинка). Использует предметы-заместители.
·
Выполняет два последовательных сюжетных
действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
-по просьбе взрослого, без
показа,
-по подражанию.
·
Подражает действию близкого взрослого
(бытовому). "Роль" не берет.
·
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом,
дорожку, стул, диван, стол и др.)
-по просьбе взрослого,
-по
образцу,
-самостоятельно.
·
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное
развитие
·
Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
·
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной
оценке взрослого.
·
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
·
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
·
Кричит, жестикулирует, капризничает:
-при нежелании выполнить просьбу
взрослого,
-подражая близкому человеку,
другому ребенку,
-для привлечения внимания.
·
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон
взрослого.
·
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
·
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
·
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание
взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
·
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
·
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с
детьми.
·
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
·
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами,
подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения,
раскованность, зачарованность, заторможенность).
·
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
·
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
·
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
·
Эмоционально предвосхищает результаты:
-собственного действия,
-действия взрослого.
·
Сопереживает, сочувствует плачущему
ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
-по примеру взрослого,
-по собственной инициативе (редко).
·
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения
взрослого). Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки",
"это можно", "этого нельзя". Понимает слова:
"хорошо", "плохо".
Понимание речи:
·
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том,
что делал на прогулке).
·
Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми,
отнеси, положи). "Жалеет", "помогает" по просьбе взрослого.
Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и
др.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь (до
200-300 разнопроизносимых слов):
·
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми,
при констатации, в просьбах.
·
Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения,
предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
·
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех
предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет
предметы на картинке:
-по просьбе взрослого,
-самостоятельно (комментирует).
·
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе:
"хороший", "большой", "красивый". Говорит:
"до свидания", "пока", "спасибо",
"здравствуйте" в индивидуальном произношении.
·
Ест аккуратно, не обливаясь.
·
При умывании трет ладони, часть лица.
·
Вытирается с помощью взрослого.
·
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой
помощью взрослого)). Частично раздевается.
·
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при
напоминании). Контролирует физиологические потребности.
Выполняет по показу, по
словесному указанию, самостоятельно:
·
Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает
равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
·
Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на
бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.
·
Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель.
Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.