«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
04.09.2023
«Адаптация
детей раннего возраста к условиям детского сада»
Педагог –психолог
МКДОУ д/с № 45: Проценко А.В.
Фазы адаптационного
периода.
В зависимости от длительности
адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому
саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).
При лёгкой адаптации поведение
ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к
концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое,
заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми
не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его
интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть, как безразличным, так
и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух
недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может
откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца
восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не
более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических
реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень
адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается
лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается
через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в
течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания
в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при
расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может
быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность
замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра
ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз,
сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько
снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в
отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под
глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух
недель.
Тяжелая степень
адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,
просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть
стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула,
бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет,
поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к
близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия.
Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от
участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого
развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность
адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей
каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный
период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит
уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он
если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти
затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому
ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Факторы, от которых
зависит течение адаптационного периода:
1. Возраст.
2. Состояние
здоровья.
3. Уровень
развития.
4. Умение общаться
со взрослыми и сверстниками.
5.
Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность
домашнего режима к режиму детского сада.
Существуют определённые
причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со
сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При
этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой
момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство,
встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает
сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском
саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так
важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать
истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Отрицательное первое впечатление
от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего
пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе
чрезвычайно важен.
- Психологическая неготовность
ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с
индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда
ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок
не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее
исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный
и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают
страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и
проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной
адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду
приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым,
плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- Отсутствие навыков
самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В
ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует
рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Также взрослым
надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает
для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет
потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники
этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Причины тяжелой
адаптации к условиям ДОУ:
·
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом
детского сада.
·
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
·
Неумение занять себя игрушкой.
·
Несформированность элементарных
культурно-гигиенических навыков.
·
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.