«Детские страхи»
04.12.2023
«Детские
страхи»
Педагог
–психолог МКДОУ д/с № 45: Проценко А.В.
По данным различных авторов,
от 3 до 5 детей из каждых 10 в том или ином возрасте испытывают страхи.
Наиболее часто боятся дети от двух до семи-девяти лет. В этом возрасте ребенок
уже многое видит, многое знает, но еще не все понимает. Именно в этом возрасте
необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями и
знаниями о мире. Иногда страхи встречаются и ранее двух лет. Если они ярко
выражены и относительно постоянны, то это серьезный повод для родительской
тревоги.
Иногда страх у ребенка
развивается постепенно. Сначала ребенок отказывается спать без света и просит,
чтобы ему включили ночник, потом просит оставить открытой дверь, потом - чтобы
с ним посидели перед сном, а потом и вовсе может заснуть лишь в маминой
кровати, рядом с мамой.
Иногда к первому, оставшемуся
без изменения, страху присоединяются другие.
Например, ребенок всегда
боялся грозы и, когда гремел гром и сверкала молния, прятался под кровать. Но
вот он увидел по телевизору фильм про войну и заплакал, когда на экране начали
рваться снаряды. Спокойно играл в комнате и вдруг с плачем прибежал в кухню к
бабушке - сосед наверху что-то ремонтирует и сильно стучит молотком.
Когда ребенок сильно чего-то
боится, у него может проявляться целый комплекс вегето-сосудистых и неврологических
симптомов. В тех или иных сочетаниях может незначительно повышаться
температура, учащаться ритм сердцебиения, холодеть или, наоборот, потеть
ладони, ступни, краснеть лицо, дрожать руки. Может возникать тошнота или
неотложная необходимость сходить в туалет.
Как правило, маленький
ребенок стремится всеми правдами и неправдами избежать попадания в неприятную,
страшную для него ситуацию. Иногда с этой целью он ведет длинные, полные
хитростей и недомолвок, беседы с родителями, иногда прибегает к прямой лжи или
проявляет совершенно непонятное для окружающих взрослых упрямство.
Каковы причины возникновения детских
страхов?
Причина первая - некое экстремальное событие, реально произошедшее с
ребенком. Напугала собака, попал в автокатастрофу, сам себя запер на балконе и
т. д.
Причина вторая -
особенности характера, провоцирующие развитие страхов: тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в
себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей,
учителей), несамостоятельность (по сравнению с другими детьми того же
возраста), физическая и психическая незрелость, общая соматическая ослабленность
или болезненность ребенка.
Причина третья -
запугивающее воспитание.
- Не будешь спать - тебя
бабка-ёжка заберет!
- Если ты сейчас же не
прекратишь орать - отдам тебя дяде милиционеру!
- А за детьми, которые
кашку не кушают, приходит медведь с ба-альшим мешком и их в лес уносит!
Наказание страхом - не
столько действительно «страшное», сколько вредное наказание. И вред его -
двоякий.
Во-первых, смышленый ребенок
с сильной нервной системой, с устойчивым, не подавленным воспитанием
темпераментом довольно быстро разберется в том, что стучащая за стенкой баба
яга - это всего лишь ремонтирующий квартиру сосед, а милиционерам нет никакого
дела до капризничающих мальчиков и девочек. И тогда он не только перестанет
реагировать на ваши запугивания, но и сделает для себя потрясающее открытие:
мама или папа лгут ему для того, чтобы он стал более «удобным», послушным.
Во-вторых, ребенок может
действительно поверить и испугаться. Тем более если особенности его личности в
чем-то совпадают со списком, приведенным в предыдущем пункте. Ребенок испуганно
замолчал, давясь, доел ненавистную кашку, послушно закрыл глаза и накрылся с
головой одеялом. То есть ваш сын или дочь действительно поверили в то, что при случае вы отдадите их
милиционеру, чтобы он посадил их в тюрьму. Чувство безопасности ребенка
нарушено, отныне он знает, что какие-то нелепые, не всегда управляемые моменты
в его жизни могут привести к поистине страшным последствиям.
Так не лучше ли в
воспитательных целях сообщить ребенку, что вы, именно вы, а не неведомая
баба-яга, недовольны его поведением? В этом нет лжи. Ребенком недоволен самый
значимый в его мире человек - мать или отец. Это достаточно сильно.
Причина четвертая -
тревожное воспитание.
Иногда ребенок боится не сам
по себе, а потому, что боятся родители. Особенно часто такая ситуация встречается
в семьях, где растет единственный, поздний, долгожданный или не слишком
здоровый ребенок. В таких случаях родители сами постоянно боятся того, что с
ребенком что-нибудь случится, и передают ребенку свой страх.
- Не гладь кошку -
заразишься!
- Не ходи во двор - там
хулиганы!
Причина пятая - удивление
перед миром или гипертрофированная фантазия.
«Я знаю, почему щиплет палец,
когда мажут йодом царапину. Йод нужен, чтобы убивать микробов, - так
сказала мама. Когда йод попадает на микробов, они умирают, но перед этим
вцепляются своими зубами мне в руку, и от этого больно. Здорово я объяснил,
правда?»
Фантазия ребенка не имеет
границ, и это не красивые слова, а истинная правда. Все границы появятся потом,
когда ребенку объяснят, чего «не может быть, потому что не может быть никогда».
Потребность объяснить мир - одна из важнейших потребностей в возрасте 3–6 лет.
Причина шестая - страхи
как часть другого, более серьезного расстройства.
Если наряду со страхами у
ребенка появляются и другие расстройства поведения, например агрессивность,
нарушения сна, заторможенность, ничем не объяснимая тревожность, тики или
заикание, - возможно, у ребенка невроз, который должен диагностировать и
лечить специалист.
Если страхи ребенка очень
необычны по своему содержанию и способу проявления, если ребенок слышит
угрожающие ему голоса или видит что-то там, где абсолютно ничего не видят
другие члены семьи, то такая ситуация требует немедленного обращения к детскому
психиатру.