«Родителям будущего первоклассника»
15.01.2024
«Родителям
будущего первоклассника»
Педагог –психолог
МКДОУ д/с № 45: Проценко А.В.
1. Начинайте «забывать» о
том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в
доме, определите круг обязанностей. Сделайте это
мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду
(вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
2. Определите
общие интересы.
Это могут быть как
познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы
(обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей,
проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно
посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега,
поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в
общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребенка к
экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его
сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давайте ему
деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте
в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не
оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения
ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя,
отвечайте: «Спасибо, мы дома
обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон
оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить
в успех и способности («ты сможешь», «у тебя
обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребенка делиться своими
проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные
ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне
интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную
жизненную позицию. Постарайтесь быть объективными: не считайте всегда
правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи – залог
хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему
больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы,
чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним
придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях
природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7. Отвечайте на каждый вопрос
ребенка.
Только в этом случае его
познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же
время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в
словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно
справочниками и энциклопедиями, а не всегда ждать вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть
на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого –
основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка,
знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим
ребенком.
На жалобы о том, что что-то
не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз
попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш
ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой,
лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка
новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения
с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не
всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований,
если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас –
фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не
пользуйтесь формулировкой «если…, то.» («Если уберешь свои вещи, разрешу
смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности –
ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».