Эффективное взаимодействие с детьми. Техника «Я-сообщения»
19.02.2024
Эффективное взаимодействие с детьми. Техника
«Я-сообщения»
Педагог –психолог МКДОУ д/с № 45: Проценко
А.В.
Современные
родители хотят общаться с ребенком как с личностью и выстраивать доверительные,
уважительные отношения. При этом взрослый- это главная фигура в семье: он несет
ответственность за маленького ребенка и за взаимоотношения с ним. Здесь важно
выстроить общение так, чтоб ребенок не только слушал, но слышал и делал. И
главное условие успешного общения с детьми - это умение понять их эмоциональное
состояние, но бывает, что в сложной ситуации родитель переживает больше ребёнка
и не знает, что делать со своими чувствами. Важно понимать, когда ребёнок
вызывает отрицательные эмоции, ему об этом нужно сообщить. Нужно, потому что
дети считывают 90% информации по невербальным каналам. Ребёнок всё равно в
курсе, что мама злится, даже если она об этом молчит или говорит на отвлечённые
темы.
Сообщая ребёнку о своих чувствах, следует использовать Я-
сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я»,
«мне», «меня», «моё». В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о
себе, своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого.
ü «Мне неприятно, когда мне приходится
повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это
немедленно!»
ü «Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты
прекратишь шуметь или нет!».
ü «Как мне нравится, когда стол чистый и
опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».
Преимущество
Я-сообщений очевидно:
1. Ты-сообщения
заставляют ребёнка обижаться, защищаться. Я- сообщения позволяют в необидной
форме высказать негативные переживания родителя.
2. Я-сообщения
позволяют детям узнать о родителях больше того, что они сами могут увидеть.
Раскрываясь, родитель снимает маску «авторитета», но одновременно становится
более человечным, живым. Дети с удивлением обнаруживают, что у родителей есть
такие же чувства, что и у них и это сближает.
3. Открытость
Я-сообщений указывает на искренность в выражении чувств. Во-первых, по примеру
родителя ребёнок перенимает этот навык. Во- вторых, он видит, что родитель ему
доверяет, раскрывая свои чувства, и для ребёнка это знак того, что и родителю
можно доверять.
4. Констатация,
вербализация внутреннего состояния
родителя не пересекается с указаниями или выговорами. Проясняя своё
переживание, родитель оставляет ребёнку возможность самому принять решение или
предложить его варианты. И оказывается, что в таких случаях дети обычно
предлагают решения с учётом чувств родителя. Самое неочевидное. Бонус родителю.
Конечно, перестроиться с одного
стиля общения на другой бывает тяжеловато. Я-сообщения, кроме установления контакта,
учат самого родителя смотреть на себя, изучать свои переживания изнутри,
улавливать свои чувства, обозначать их. Большинство сегодняшних родителей было
лишено «озвучивания» своих чувств, и построение конструктивного общения с
ребёнком определённо может восполнить этот пробел.
Навыку сообщений от «Я» довольно
просто научиться. Нужно только желание, любовь к детям и себе, и учёт некоторых
нюансов:
Начиная фразу Я-сообщением, не стоит
заканчивать её Ты-сообщением. Лучше заменить «ты» на безличное, на обобщающие
слова. Например, вместо «Я злюсь, когда
ты бьёшь кошку» сказать: «Я злюсь,
когда дети жестоко обращаются с животными».
ü Не стоит
бояться высказать чувства истинной интенсивности. Если мама в ужасе от драки
братьев, то Я-сообщение должно содержать указание на силу этого чувства.
Спокойное «Мне не нравится, когда
мальчики дерутся» покажется фальшивым, недостаточным, чтобы сыновья её услышали и приняли в расчёт.
ü Поддерживайте
доброжелательный настрой, демонстрируйте уважительное отношение. Представьте,
что вы общаетесь не с несмышлёнышем, а потенциальным предпринимателем, учёным,
артистом… Увидьте в ребёнке будущего взрослого, и повышать голос, кричать,
иронизировать, давить будет гораздо сложнее, ведь в ситуации со взрослым это
приведёт к конфликту.
ü Принимайте
детей с их достоинствами и недостатками. Представьте, что вы почувствуете, если
муж, подруга грубо или насмешливо, при всех, будут критиковать вас. Поставьте
себя на место ребёнка, и это поможет вам останавливаться и тщательнее подбирать
слова и интонацию.
ü Дайте
маленькому человеку сказать. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он
говорит что-то смешное или глупое.
ü Удовлетворяйте
потребность в контакте с вами, наполняйте общение положительными эмоциями в
течение дня и детям будет проще открыться вам.
Удачи Вам, уважения и терпения!